Меню

Короткие синие волосы серьга и булавка в носу

Синие волосы, серьга в носу: как учителям реагировать на нестандартную внешность учеников

Можно ли «ужасно одетого» ученика отправить переодеваться домой? Стоит или нет звонить родителям, чтобы те разобрались с ребенком, который покрасил волосы в ярко-малиновый цвет? Какие «санкции» применить к ученице, которая приходит в школу с ярким макияжем, цокает высоченными каблуками и едва держит ручку, потому что мешают длинные ногти? Отвечает Игорь Хворостяный, руководитель старшей школы в Новопечерской школе, учитель украинского языка и литературы.

За последние четыре года ученик выпускного класса Андрей Плешаков сильно наэкспериментировался с внешностью: красил волосы в яркие цвета, брился под ноль, сделал пирсинг в носу и ушах. Взрослые (в том числе в школе) воспринимали это как дерзкую подростковую прихоть и не жалели слов осуждения. Своей историей Андрей поделился с «Освиторией»:

«Года четыре назад мне захотелось кардинально изменить внешность. Сначала покрасился в рыжий цвет, а когда исполнилось 13 — в белый. Тогда я хотел быть таким же крутым, как мои друзья, но часто слышал в свою сторону некрасивые слова от взрослых, а то и откровенные маты. Особенно в школе меня невзлюбил охранник. После того как директор узнал об этой ситуации, проблема решилась.
Затем наступил этап, когда я стал отращивать волосы, а год назад побрился налысо и сделал пирсинг в носу.
И знаете, что я думаю? Быть тем, кем ты хочешь — нормально! Растет самооценка, чувствуешь себя комфортно. Меняясь, ты получаешь опыт — гораздо более ценный, чем когда слушаешь установки вроде «Нужно носить форму и вообще — учи уроки». Как по мне, старшее поколение учителей более закрыто к экспериментам молодежи с внешностью — в этом может мешать советский менталитет. Взрослым следует помнить: мы уже совсем другое поколение!»

Девочкам тоже достается на орехи из-за внешности. Экс-школьница Милена Комар вспоминает:

«В 10-м классе моей классной руководительнице показалось, что у меня слишком накрашены ресницы, и она пожелала, чтобы я пошла умываться: «Приведи себя в порядок, а то ты как Мальвина». Но на самом деле это был натуральный вид моих ресниц без какого-либо косметического вмешательства. Поэтому я предложила учительнице прикоснуться к ресницам, а вот от «водных процедур» отказалась. Она от меня отстала, но потом я целый день чувствовала на себе придирчивые взгляды других учителей, ведь моя «классная» успела рассказать эту историю коллегам в учительской…»

Таких историй — много, а вот понимания, когда учителям стоит делать замечания ученикам из-за внешности, к сожалению, не хватает. Как ненароком не унизить достоинство ребенка, сохранить баланс между правом личности на самовыражение и пределами дозволенного в плоскости школьного этикета, советует Игорь Хворостяный.

Существуют ли в украинских школах общие требования к виду учеников?

Еще в 1996 году тогдашний президент Леонид Кучма издал указ о введении школьной формы для учеников учреждений среднего образования. И хотя все сегодня прекрасно понимают, что это уже не актуально в свете нового закона об образовании, но документы образца 1996 года еще не отменены и не потеряли своей силы де-юре. Вот такой парадокс.

В новом законе об образовании информации об особых требованиях к виду учеников нет. А это значит, что единственный документ, который может регулировать этот вопрос, — устав учебного заведения. Если уставом школы не предусмотрено ношение школьной формы и не оговорены особые замечания к внешнему виду детей, то нет и законодательной или нормативной базы, чтобы это контролировать или требовать.

Хочу на всякий случай напомнить, что участвовать в разработке школьного устава или вносить в него изменения может широкая общественность, в том числе родители, представители ученического самоуправления.

Я знаю, что в отдельных школах до сантиметров прописана «правильная» длина юбок, допустимая открытость блузок, формы воротничков. Эти правила чаще всего зависят от директора и его стиля управления. Чем авторитарнее директор, тем больше консервативных требований к внешности школьников.

Вы преподаете в частной школе. Какие здесь требования к внешности учеников?

В Новопечерской школе предусмотрена школьная форма установленного образца и с широкой вариативностью на разные времена года. Есть обязательные элементы формы для мальчиков и девочек — галстуки. Интересно, что в разработке формы принимали участие школьники. Девочки несколько раз совершенствовали вид юбок — высокие у них к этому элементу одежды требования.

Что делать, когда школьник пришел в класс с ярко-розовыми волосами, серьгой в носу или языке, с татуировкой?

Лично я не акцентирую на внешности учеников. Это как если бы вы шли по улице и начали расспрашивать у человека с другим цветом кожи, «зачем» он такой. Главный месседж, который пытаюсь транслировать в разговорах с учениками: «Прежде всего вы должны научиться уважать инаковость». Это вопрос не школьной формы, пирсинга или цвета волос — это о праве другого человека (даже юного!) быть другим. Мне может страшно не нравиться что-то, но я должен научиться уважать право другого человека на этот выбор.

У меня была ученица, которая решила отличаться не цветом волос, а их полным отсутствием. Когда я увидел эту девушку у себя на уроке с полностью побритой макушкой, немного удивился, конечно, но соблазна что-то спросить не возникло.

Знаете, мне и самому однажды может захотеться выбрить себе причудливое изображение на голове. И здесь снова всплывает момент о разности, которую мы должны уважать друг в друге. Но если изображение будет оскорблять кого-то в коллективе, тогда я ограничу свободу других. Ведь «я свободен настолько и до того момента, пока моя свобода не ограничивает свободу других».

Поэтому, если хоть кого-то мой эксперимент может обидеть — приторможу со своими прихотями. Свобода остальных не должна взять верх над самовыражением. Вольтер метко сказал: «Я могу с вами не соглашаться, но я умру за то, чтобы у вас было право выразить свое мнение».

Вывод прост: если в школьном уставе ничего не сказано о ярких оттенках волос, кольцах в ушах, а школьник стремится отличиться от других и делает что-то не совсем привычное для большинства — не вижу в этом глобальной проблемы.

Слегка подкрашиваться или надевать высокие каблуки девочкам в школе разрешено?

Слишком яркого макияжа у учениц за пять лет не встречал — хорошо, что сейчас мода на натуральность.

В уставе школы прописано, что внешний вид должен быть деловым, поэтому высокие каблуки неуместны. И по лестнице на них передвигаться совершенно непрактично и неудобно.

Имеет ли право учитель или кто-либо из руководства школы не допустить к занятиям ученика с «ужасной» внешностью или заставить идти домой переодеваться?

Не допустить к учебному процессу в школе не могут — это нарушение закона. Но и здравый смысл у педагогов тоже должен быть, ведь если такое случится — это капитуляция всего учебного заведения! Взрослые демонстрируют, что неспособны учить ребенка, потому что что? Цвет волос другой? Каблуки слишком высокие или юбка слишком короткая? Это такое непреодолимое препятствие на пути к обучению?

Попросить переодеться можно в случае, когда школьник нарушил устав. Но для этого в школе должна быть запасная школьная форма или ее элементы. Это нетрудно организовать и в государственной школе, если установлены определенные ограничения. Именно поэтому в школе параллельно должны предоставить варианты действий, если нарушен конкретный устав.

Какой предлагаете механизм реагирования на нестандартный вид учеников?

Если большей ценностью в учебном заведении является вопрос о допустимом цвете волос, а не об эмоциональном состоянии ученика — это трагедия. Высшая ценность — нормальное психоэмоциональное состояние ребенка. И если мы этого ребенка затравим цветом волос или другими проявлениями инаковости, мир от этого лучше не станет.

Не делайте из этого сенсацию. Ученики тонко реагируют на негатив от педагога и воспринимают его как сигнал «ату»! Ваше сопротивление получит еще большее противодействие — в виде агрессии или замыкания в себе.

Разберитесь в спокойной безэмоциональной атмосфере, почему именно этот конкретный ученик меняет себя внешне. С его стороны это может быть сигнал «Посмотрите на меня! Я хочу внимания!» Это говорит о том, что ребенок нуждается во внимании, а вы должны найти механизм, в чем именно школьник требует внимания и от кого, а также как вы лично можете помочь.

Конечно, бывает, что ребенок просто хочет так самовыразиться. Главное, чтобы это самовыражение не нарушало свободу других.

Если ученик нарушает правила школьного устава относительно вида, поговорите с ним с глазу на глаз как со взрослым о том, почему так происходит. У меня было множество таких ситуаций — чаще всего это касалось отсутствия галстуков. Я не стремился сразу наседать с наставлениями, а интересовался у школьника: «Вы не хотите одеть галстук или забыли его дома? Может, вам нужна помощь в завязывании галстука?» В старшей школе подростки могут устраивать бунты по любому поводу, но ваш разговор с учеником ни в коем случае не должен происходить публично.

Примерно с 9-го класса авторитет родителей для подростков становится менее актуальным, на первый план выходят друзья. Публичный разбор полетов ни к чему хорошему не приведет. Даже если подросток с вами согласится мысленно, при всех он никогда этого не скажет и будет действовать наперекор, ведь ему надо «держать марку»!

Ваш разговор должен происходить в формате диалога, а не напоминать обвинения.

Источник статьи: http://osvitoria.media/ru/experience/synye-volossya-serezhka-u-nosi-yak-uchytelyam-reaguvaty-na-nestandartnu-zovnishnist-uchniv-2/

Подростковая эпатажность. Кольцо в носу и цветные волосы. Что делать нам, родителям?

Растет Ваш тихий, покладистый ребенок. Слушается, учится прилежно. «Уж нас-то точно проблемы подросткового возраста стороной обойдут!», радуются родители. И рано радуются, так как не обойдут, скорее всего.

Меняется Ваш послушный сынуля или смышленая доченька до неузнаваемости. И не знаете Вы, как себя вести со своим собственным ребенком. Игнорировать его «закидоны»? Категорически протестовать и перекрашивать волосы обратно, в более социально приемлемый цвет? А, может, и поддержать? Все-таки.

Вы не понимаете своего подростка. А он тем временем пытается влиться в компанию сверстников. Сделать что-то выдающееся, чтобы его заметили. Для него это сейчас крайне важно. Поэтому очень часто подростки выбирают самое легкое: эксперименты со внешностью. Ваш ребенок желает признания и поддержки. Он хочет, чтобы Вы наконец поняли – он взрослый. Но понимают его лишь несколько близких друзей. Да, подростковый возраст – тяжелое время. И не только для Вас, родителей.

Ваш ребенок в данный момент испытывает гормональную перестройку, может неадекватно оценивать свои силы и возможности, протестует и подражает взрослым.

В таком возрасте они много времени и сил уделяют своей внешности. Они желают выделиться, заявить о себе всему миру. Любой малейший недостаток, пускай даже надуманный, может легко вогнать подростка в депрессию. В желании побеждать, быть первым, быть заметным они часто впадают в крайности, экспериментируя со своей внешностью. А в совокупности с низкой самооценкой и высокими требованиями к себе цветные волосы, татуировка на видном месте и пирсинг брови – пожалуй их единственное спасение. И Ваша негативная реакция на его новый стиль не вызовет ничего, кроме еще более серьезных изменений.

Поймите своего подростка! Знаем, знаем. Все, что Вам хочется сейчас, когда Вы увидели свою кровиночку в новом образе – обстричь розовые патлы и сжечь рванину, что он называет одеждой. Но задумываетесь ли Вы о том, что, вероятно, Ваша реакция неадекватна? Проблемы-то у Вас! Со своими «загонами» подросток пытается справиться самостоятельно. Пускай таким своеобразным образом, хоть и не отдавая себе в этом отчета.

Поинтересуйтесь, зачем Ваш ребенок так изменил себя? Постарайтесь понять его чувства. Может быть, Вы даже скажете, что Вам бы никогда не понравилось подобное. Что Ваши с ним представления о красоте слишком разные. Но не осуждайте. В таком возрасте искренний интерес и внимание со стороны родителей – это очень важно.

Станьте ему другом в это трудное время перемен. Постарайтесь понять и принять его увлечения. Доказав Вам, что он уже взрослый и способен самостоятельно решать, что делать со своей внешностью, есть шанс, что Ваш подросток вообще перестанет издеваться над собой. А, если уж нет – все проходит с возрастом. Далеко ходить не нужно – вспомните себя лет в пятнадцать.

Статья была полезна? Поставьте «лайк», поделитесь с друзьями в социальных сетях и подпишитесь на канал «Личностное Развитие». Мы выкладываем полезные статьи ежедневно.

Источник статьи: http://zen.yandex.com/media/lic/podrostkovaia-epatajnost-kolco-v-nosu-i-cvetnye-volosy-chto-delat-nam-roditeliam-5e9601350a471779a854770b

  • Короткие прически с челкой для волнистых волос
  • Короткие прически на средние волосы для тонких волос
  • Короткие прически лесенка для женщин с короткими волосами
  • Короткие прически для тонких волос с длинными челками
  • Короткие прически для тонких волос не требующие укладки

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *