Как поступать с отстриженными волосами и ногтями?
Как поступать с отстриженными волосами и ногтями? Правда ли, что их желательно закапывать в землю?
Всевышний в Коране говорит:
وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُطَّهِّرِينَ
Смысл: «. Аллах любит соблюдающих чистоту» (сура «ат-Тавба», аят 108).
Под чистотой в этом аяте подразумевается физическая чистота. Вообще, в целом в Исламе чистоте уделено огромное значение, ибо от её соблюдения напрямую зависит наше поклонение.
Согласно Шариату, волосы и ногти желательно закапывать в землю, ибо передаётся во многих изречениях, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) велел закапывать в землю отстриженные волосы и ногти. Хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советует хоронить волосы и ногти, приводят в своих сборниках известные мухаддисы: ат-Табарани в «Муджам аль-кабир», Ибн Аби Шайба в «аль-Мусаннаф», аль-Байхаки в «Шуабуль-иман». Так с волосами и ногтями поступали и многие из саляфов (праведники, жившие в первых трёх веках после Пророка (мир ему и благословение)).
Великий учёный Ибн Куддама пишет в книге «аль-Мугни»:
قال ابن قدامة في المغني: ويستحب دفن ما قلم من أظفاره أو أزال من شعره، لما روى الخلال بإسنادهعن ميل بنت مشرح الأشعرية قالت: رأيت أبي يقلم أظفاره ويدفنها، ويقول: رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يفعل ذلك .
«Желательно хоронить отстриженные или отделённые иным способом волосы и ногти. Поскольку передаётся от Мили, дочери Мишраха, что она видела, как её отец стриг ногти и закапывал их в землю, объясняя это тем, что он видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поступал таким образом».
Имам ан-Навави в книге «аль-Маджму» пишет:
وقال النووي في المجموع: يستحب دفن ما أخذ من هذه الشعور والأظفار ومواراته في الأرض، نقل ذلك عن ابن عمر رضي الله عنهما، واتفق عليه أصحابنا .
«Отстриженные волосы и ногти рекомендуется закапывать в землю, скрывать их в ней. Эта желательность передаётся от Ибну Умара (да будет доволен им Аллах)».
Богословы шафиитского и ханафитского мазхабов (правовых школ) обуславливают желательность закапывать в землю только волосы и ногти, которые не являются авратом (часть тела, которую обязательно скрывать от посторонних или вообще других лиц).
Великий учёный аль-Буджайрими говорил:
قال البجيرمي في حاشيته على الخطيب: قلت: ينبغي تقييده بغير ظفر عورة وشعرها، أما لو كان منها كعانة رجل وظفر وشعر امرأة وخنثى، فينبغي وجوب الستر لحرمة النظر إليه .
«Закапывать в землю волосы и ногти желательно только тогда, когда они не являются авратом. Так, например, если волосы будут из границ аврата, например, из области паха или же если волосы женские или гермафродита, то их обязательно скрывать, чтобы не увидели другие люди, поскольку взор на них запрещён». Здесь под словом «скрывать» подразумевается закапывать в землю.
Ибн аль-Мукри Исмаиль в своей книге «Равзат-талиб» пишет:
وقال صاحب روض الطالب: ما حرم نظره متصلا، حرم نظره منفصلا، كشعر عانة ولو لرجل، وقلامة ظفر قدم حرة، إبقاء لحكمه قبل انفصاله، فليواره وجوبا كما اقتضاه كلام القاضي، لئلا ينظر إليه أحد .
«На то, на что смотреть запрещено, когда оно связано (с телом), запрещено смотреть и после его отделения, как, например, лобковые волосы, даже мужские, а также ногти ног свободной женщины, распространяя положение Ислама в отношении этих частей тела после их отделения от тела, так же как было и до их отделения. Пусть же (постригший волосы и ногти) в обязательном порядке скрывает их (волосы и ногти), чтобы никто не увидел их».
Мудрость в желательности скрывать волосы, ногти и другие части тела и его выделения заключена в том, чтобы колдуны не смогли навредить человеку, поскольку они во время наведения порчи очень часто используют волос или ноготь человека, на которого хотят навести порчу.
Крайне нежелательно стричь или удалять иным образом волосы и ногти в осквернённом состоянии (состояние, когда по Шариату человек обязан совершить полное ритуальное купание, например, после полового сношения) и без омовения.
Источник статьи: http://islam.ru/content/veroeshenie/43909
Что делать с первыми волосами ребенка по исламу
Шестое: бритьё волос на голове
Тут несколько положений.
Первое: желательно сбрить все волосы на голове новорождённого – на основании достоверного хадиса, который был приведён в начале раздела об акыке [1] .
В сбривании волос новорождённого заключается большая польза с медицинской точки зрения: например, на голове не появляется плотная корочка, которая иногда вредит ребёнку и может неприятно пахнуть.
По достоверному мнению, сбривать волосы желательно как мальчикам, так и девочкам, однако есть учёные, которые посчитали для девочек это нежелательным.
Второе: недостаточно побрить часть головы или укоротить волосы, следует полностью сбрить их. Если же есть опасение, что сбривание волос причинит ребёнку вред, то следует отказаться от него.
Пусть тот, кто сбривает ребёнку волосы, делает это очень мягко и остерегается нанести ребёнку рану. Нет вреда в том, чтобы сначала укоротить волосы для облегчения бритья.
Третье: желательно сбривать волосы на седьмой день его рождения.
Четвёртое: желательно сбривать волосы после совершения акыки.
Седьмое: раздача милостыни золотом или серебром
Тут два положения.
Первое: желательно раздать в качестве милостыни количество золота или серебра (или же их эквивалент бумажными деньгами), равное весу волос новорождённого. Доводом к этому служит достоверный хадис о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел Фатиме (да будет доволен ею Аллах) взвесить волосы Хасана и Хусейна и в качестве подаяния отдать серебро, равное весу этих волос.
Учёные отнесли золото к той же категории, что серебро, так как оно лучше, чем серебро. Поэтому, как говорит Ибн Хаджар в книге «Тухфат», отдать милостыню золотом лучше, чем серебром. Далее Ибн Хаджар говорит: «Да, достоверно переданы от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) следующие слова: «Семь деяний относительно ребёнка на седьмой день со дня его рождения относятся к сунне», и среди них он упомянул раздачу в качестве милостыни золота или серебра, равного по весу волосам ребёнка. А слова сподвижника что что-то « относится к сунне » указывают на то, что это передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), если только Ибн Аббас не вывел это решение из аналогии с серебром». Конец цитаты [2] .
Второе: тому, кого в детстве не брили и за кого не была роздана милостыня золотом или серебром по весу волос, если волосы с детства так и остались не сбритыми, как говорит имам Заркаши, следует сбрить их и раздать милостыню. Однако в большинстве случаев эти волосы на голове не остаются. Если же волосы в детстве уже брили, то ему следует вспомнить их примерный вес в день бритья и раздать золото и серебро в соответствии с ним. Если же вес волос неизвестен, следует ради предосторожности отдать милостыню в большом весе, как это сказал Хатыб Ширбини в книге «Мугни аль-Мухтадж» [3] .
[1] «Сунан» Тирмизи, 1522: «Мальчик связан залогом в виде акыки: животное режется за него на седьмой день его жизни, ему бреют голову и нарекают именем».
Источник статьи: http://taalib.ru/fikh/885-novor7
Мудрость бритья волос на голове у новорожденного ребенка в Исламе
Согласно Сунне считается, что брить волосы на голове у новорожденного ребенка мужского пола необходимо на седьмой день после его рождения. После того как родные побрили голову ребенка, соответствующее весу побритых волос золото и серебро, они должны раздать в качестве милостыни нищим. Многие мусульмане расходятся во мнении о том, говорится ли в Сунне о новорожденном ребенке женского пола или нет. Мы проясним этот вопрос ниже, кроме того узнаем полезен ли для здоровья малыша этот обряд или нет.
Когда бреют волосы новорожденному
От Самры бин Джундуб (радиаллаху алейхи) сообщается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Каждый новорожденный является заложником своей «акики», которую следует совершить на седьмой день после рождения, дать ему в этот день имя и побрить его голову». Согласно данному хадису родители должны побрить волосы на голове своего ребенка после его рождения, однако многие говорят, что этот хадис ассоциируется только с новорожденными мужского пола и в нем не говорится о женском. Другие говорят, что этот хадис касается не только мальчиков, но также и девочек. Знатоки мусульманского права расходятся во мнении по данному вопросу: последователи имама Малика (Маликиты) и имама Шафии (Шафииты) считают, что брить голову новорожденной девочке необходимо, также как и мальчику. «Фатима взвесила волосы Хасана, Хусейна, Зейнаб и Умм Кульсум и в качестве подаяния выплатила серебро равное весу этих волос» (имам Малик); последователи имама Ибн Ханбаля (Ханбалиты) считают, что девочке брить голову не нужно.
В обоих случаях, если ребенок является мальчиком или девочкой, согласно Сунне пророка Мухаммеда (салляллаху алейхи ва саллям) желательно побрить голову новорожденного, но родители ребенка могут не делать этого, если они правильно оценивают свои возможности и не в состоянии сделать это. Брить нужно при помощи бритвы или бритвенного лезвия. Следует позаботиться о том, чтобы в результате бритья на голове не образовалось порезов и ран.
Зачем брить волосы новорожденному ребенку
Обряд бритья головы у новорожденного ребенка является полезным для его здоровья. Когда ребенок находится в матке у своей матери, его тело окружает амниотическая жидкость (околоплодные воды), которая предназначена для того, чтобы сберечь плод от высыхания и защитить его от ударов, толчков и всяческих внешних воздействий. Когда ребенок выходит из матки на коже головы ребенка образуется множество микробов и вирусов, которые вредят волосяным фолликулам и ослабляют их. По этой причине голову младенца необходимо побрить в течение первой недели, чтобы избавиться от этой липкой массы. В противном случае возможно скопление бактерий и пользы от бритья не будет. Бритье головы способствует улучшению зрения, обоняния и слуха младенца, открывая поры головы. Также бритье головы младенца укрепляет волосяные фолликулы, избавляет от слабых волос и способствует появлению сильных волос.
Бритье волос на голове новорожденного ребенка кроме пользы его здоровью, также приносит пользу обществу, которая включает в себя милостыня родителей ребенка и вознаграждение Аллаха (субханаху ва та’аля) бедным и нуждающимся, которые извлекают выгоду от «акики» (жертвоприношения) или серебра (равноценного весу волос).
Как брить волосы новорожденному
Брить волосы новорожденному необходимо следующим образом и при следующих условиях:
- в течение дня (светлого времени суток), потому что в это время дети находятся в состоянии спокойствия и меньше всего раздражены;
- следует убедиться, что ребенок находится в удобном для него положении, дать ему что-нибудь, что может его отвлечь, например, игрушки или леденец;
- перед началом бритья нужно смазать голову малыша мыльной пенкой;
- брить голову необходимо в сторону роста волос, чтобы не получить никаких порезов или шрамов;
- бритву необходимо поместить в контейнер, наполненный водой, чтобы очистить ее от волос;
- очистить голову можно полотенцем или салфеткой, смоченной водой.
В случае, если родители желают поступить согласно Сунне и пожертвовать нищим и нуждающимся золото или серебро, равноценное весу волос, для облегчения процедуры взвешивания, сбритые волосы лучше собрать с высохшей салфетки.
Источник статьи: http://islam-mama.com/library/mudrost-britya-volos-na-golove-u-novorozhdennogo-rebenka-v-islame