Меню

А у вас и волосы на голове пересчитаны

А у вас и волосы на голове пересчитаны

«У вас же и волосы на голове все сочтены» (Матф.10:30). Этот стих является логическим продолжением предыдущего стиха. Поэтому его и надо рассматривать в тесной связи с предыдущим стихом. А в предыдущем стихе говорилось, что без Воли Божьей даже малая птица, не упадет на землю. То есть, в предыдущем стихе рассказывалось не только о Всемогуществе Воли Божьей, но и о том, что она распространяется на все события мира, как на большие, так и на малые. Иными словами в этом стихе говорится, что всё на свете происходит только по воле Божьей, в том числе даже такое малозаметное событие, как падение малой птицы на землю. В рассматриваемом стихе продолжая Свою мысль и обращаясь к Своим ученикам, Спаситель использует народную пословицу, имеющую аллегорическое значение.

В древнееврейском обществе было распространено выражение, суть которого сводилась к тому, что только одному Богу известно, сколько звезд на небе, сколько капель в море, сколько волос у человека. Эта пословица применялась для того, чтобы показать всезнание и вездесущность Бога. Потому что ответить на эти вопросы мог только Господь Бог.

Используя эту народную поговорку, Спаситель в Своей речи обращаясь к Своим ученикам говорит им о том, что от Воли Божьей зависит не только падение любой, даже малой птицы на землю. Для того, чтобы показать всезнание Господа Спаситель говорит о том, что все волосы у учеников Его посчитаны.

У древних евреев существовала традиция, согласно которой мужчинам рекомендовалось сбривать волосы. Об этом, например, говорит Апостол Павел. «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» (1Кор,11:14) Таким образом, для древнееврейского мужчины волосы считались ненужной частью туалета. После их сбривания их никто не пересчитывал. Спаситель в Своей речи не случайно указывает на волосы с головы для того чтобы ясней и наглядней высказать ученикам Свою мысль. А суть этой мысли состоит в том, что если даже в ненужной части мужского туалета, какой был волосяной покров у мужчины на голове, все волосы пересчитаны, то это указывает на безграничную осведомленность и всеведение Божье. А если Бог осведомлен даже в количестве волос, то есть в том, что не нужно древнееврейскому мужчине, и является для него второстепенным и ничтожным, то конечно же Господь осведомлен и в самом главном, имеющем место в жизни любого человека.

Слово «сочтены» Спаситель применил не случайно. Потому что оно указывает на то, что счету подвергаются только ценные вещи. А коль для Бога ценными являются даже волосы на голове Апостолов, то более того для Него ценна их судьба и все события в их жизни.

Если в предыдущем стихе Спаситель говорит о Всемогуществе Бога и Его безграничной Воле, которые распространяются даже на падение малой птицы, то в разбираемом стихе Спаситель говорит о Всезнании Бога, указав Апостолам на то, что у них и волосы все посчитаны. Речь Спасителя о Всемогуществе Бога, показанном Мессией на примере птиц, и речь Спасителя о Всезнании Божьем, показанном Христом на примере количества волос у Его учеников нужны Ему для обобщающего философского вывода. И этот вывод Спаситель высказывает в 31-м стихе. Суть этого вывода состоит в том, что Бог печется и заботится на основе Своего Всезнания обо всем земном и сверхъестественном мире. Наряду с этим Господь Бог особым вниманием окружает учеников Христовых, которые, по выражению Спасителя «лучше многих малых птиц». Такую заботу ученики Спасителя получили благодаря своему беззаветному Апостольскому служению.

Таким образом в разбираемом стихе для высказывания Своей мысли Спаситель применяет контраст в сочетании образов речи. Это сделано для того чтобы показать что если Господь Бог осведомлен в ничтожных и малых предметах человеческой жизни то тем более Он прекрасно знает всё о главных предметах и событиях человеческой жизни. Символическим выражением о том, что волосы уже посчитаны Спаситель иносказательно говорит о том, что даже незначительные предметы, касающиеся Апостолов, находятся под бдительным наблюдением Божьим и предначертаны заранее, как количество волос на головах у учеников Спасителя.

Слова из разбираемого стиха о волосах являются последними в наставлении Спасителя Апостолам с употреблением словосочетания «не бойтесь». При помощи предыдущих советов о том, чего Апостолам не следует бояться, Спаситель развеял их потаенные страхи. А словами о сосчитанных волосах Спаситель указал на то, что Апостолам не следует бояться никаких опасностей. Потому что Господом Богом предопределен их жизненный путь, как в значительных событиях, так и в малых. Поэтому количество волос на их голове не только сосчитано, но и предопределено. Тем самым Спаситель сказал о том, что если волосы на головах Апостолов сосчитаны, то и на все остальные события в их жизни также распространяется Всемогущая воля Божья, которая защитит их от любой опасности.

Источник статьи: http://blagovest.in.ua/Matfey/Mf10_30.html

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 10:29

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 29-30 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены

И чтобы тогда, когда будут их умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены Богом, опять начинает речь о Божьем промысле, говоря: не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены. Что, говорит, малозначительнее их? Однако же, и их нельзя уловить без ведения Божия.

Он не то говорит, что падают по содействию Божьему (это недостойно Бога); а только то, что ничего не происходит такого, что бы Ему было неизвестно. Если же Он знает все, что ни происходит, а вас любит сильнее, нежели отец, – любит так, что и волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться. Впрочем, сказал это не потому, будто Бог исчисляет волосы, но чтобы показать совершенство ведения Божия и великое попечение о них.

Итак, если Бог и знает все происходящее, и может сохранить вас, и хочет, то каким бы вы ни подвергались страданиям, не думайте, что страдаете потому, что Бог оставил вас. Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды, потому что в этом-то и состоит настоящее избавление от бед.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

Это место связано по смыслу с вышесказанным. Ведь умножатся несчастья тех, кто будет предавать нас, преследовать, вынуждать к бегству, ненавидеть нас за имя Господне, — тех, кто имеет власть только над телами, а не над душами. Итак, они и есть те, кто продает двух малых птиц за ассарий. И то, что продано греху, Христос искупил от клятвы закона. Стало быть, продается тело и душа, и продаются они греху, потому что Христос искупил нас от греха и есть Искупитель души и тела. Итак, те, кто продает двух малых птиц за один ассарий, продают себя малому греху; они были рождены летать и возноситься на духовных крыльях на небо, но, плененные ценностями земных удовольствий и соблазненные блеском мира сего, поступая так, продают себя подобными поступками.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прп. Максим Исповедник

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

На что указывает Господь, говоря в Евангелии, что две малые птицы продаются за ассарий

Говорят, что ассарий — это десять нуммов, число десять означает букву йота, а эта буква — первая в имени Господа нашего Иисуса Христа. Следовательно, именем Господа искупается и ветхий, и новый народ, и внутренний, и внешний человек.

Вопросы и затруднения.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 29-33 Не продаются ли два воробья за [один] асе [мелкую медную монету]; но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. А у вас все волосы на голове исчислены. Не бойтесь, вы лучше многих воробьев. Итак всякого, который будет исповедать Меня пред людьми, и Я исповедаю пред лицом Отца Моего, Который на небесах, а того, кто отречется от Меня пред людьми, и Я отрекусь пред лицом Отца Моего, Который на небесах

Речь Господа остается верной себе, и последующее вытекает из вышесказанного, предшествующего. Благоразумный читатель, всегда остерегайся предубежденного толкования, чтобы не со своим смыслом соразмерять Писания, а, наоборот, свой смысл приспосабливать к Писанию и понимать, что следует далее. Выше Он сказал: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить(Мф. 10:28). Теперь Он говорит: Не продаются ли два воробья за асе, но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. Смысл слов такой: если малые и имеющие незначительную цену животные не погибают без соизволения Бога и если во всем действует промышление, так что и имеющее погибнуть не погибает без воли Божией; то вы, предназначенные к вечности (qui aeterni estis), не должны бояться, что будете жить без Промысла Божия. Этот смысл выражен и раньше в словах: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6:26) и далее: Посмотрите на полевые лилии, как они растут (Мф. 6:28) и прочее; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6:30) Некоторые под двумя воробьями понимают, — применяя искусственное толкование, — душу и тело. Также и пять воробьев, — в Евангелии от Луки (Лк. 12:6) — которые продаются за два ассария, они относят к пяти внешним чувствам. Но немалое затруднение состоит в том, каким образом такое понимание приспособить ко всему составу (corpori) Евангельского слова: А у вас все волосы на голове исчислены, — итак не бойтесь; вы лучше многих воробьев. Здесь гораздо яснее выражен раньше указанный смысл нашего толкования. Они не должны бояться убивающих тело, но не могущих убить души, потому что, если без ведения Божия не падают даже малые животные, тем более человек, который поддерживается апостольским достоинством. А словами: У вас даже все волосы на голове исчислены — Он показывает неизмеримое промышление Божие о людях и обозначает неизреченную любовь, ибо ничто в нас не скрыто от Бога, и даже незначительные и праздные слова не ускользают от Его ведения. Церковное понимание этого места осмеивают те, которые отрицают воскресение плоти, будто мы утверждаем, что даже все волосы, которые исчислены, но обрезаны брадобреем, будут восстановлены. Но ведь Спаситель не сказал: «Ваши все волосы на голове спасены», но: исчислены; а там, где — число, показывается только знание величины числа, а не сохранение этого числа.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 29-31 Не две ли малые птицы продаются за один ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц

Чтобы ученики не смущались, как бы оставленные Им, говорит: если и малая птичка не может быть поймана без Моего ведома, то как оставлю вас, которых люблю? Показывая же Свое всеобъемлющее знание и промышление, говорит, что волосы наши сочтены Им. Не думайте, что малые птички ловятся при содействии Бога, но ловля их не неизвестна Ему.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Августин Иппонийский

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

Ориген

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

Этими словами Он указывает на промысел о всей [твари]. Слово же без показывает не волю, но предведение. Ибо из того, что происходит, одно происходит по изволению, а другое по одобрению и согласию. И здесь в буквальном смысле проявляется тонкость промысла и знание всего случающегося вплоть до мелочей. В духовном же смысле малая птица, которой свойственно возноситься вверх или садиться для отдыха на горы и холмы, то есть выражения Писания, падает на землю, когда [кто-нибудь], ища дольнего, падает на землю, поскольку одержим пороками плоти, предан постыдным страстям (Рим. 1:26) и погубил свободу и честь. Таковым является тот, кто был вознесен словом [Божьим] ввысь, но обратил свои помыслы к земному.

Евфимий Зигабен

Не две ли птице ценитеся единому ассарию; и ни едина от них падет на земли без Отца вашего

Ассарий – малая монета. Это уменьшительное слово от асс, малоценность которого вошла в пословицу. Христос говорит здесь вопросительно: не настолько ли дешевы воробьи, что два продаются за один ассарий (т.е. за самую мелкую монету)? И, однако, ни один из них не впадает в сеть без Бога, разумеется, не по содействию Его, а по допущению.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

(Лк. 12:6). Непременно избран пример маленьких, ничтожных птичек вообще (στρουθία), а не воробьев (хотя στρυθίον значит и воробей), и притом не одной, а двух, чтобы еще сильнее показать их малую ценность. У Луки вместо двух — пять, πέντε. Указание, вероятно, имело в виду знакомые всем обычаи продажи птичек на рынке.

Ходячая медная монета в Палестине тогда была ас, древне-латинский ассарий и после греч. άσσάριον. Стоимость аса равнялась первоначально 1/10 динария, а после пунической войны (217 г. до Р. X.) только 1/16 динария. Самой маленькой монетой была прута = 1/8 аса; с нею была тождественна встречающаяся в Новом Завете лепта, составлявшая половину кодранта (Шюрер). Выражение не “упадет” имеет общее значение не погибнет, независимо от причин этой гибели. Поэтому праздно рассуждать о том, гибнет ли птичка потому, что попадается в силок, бывает подстрелена, падает ли она из воздуха или ветвей и проч.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего

Источник статьи: http://bible.optina.ru/new:mf:10:29

  • А у вас выпадают волосы при мытье
  • А у вас все волосы на голове сосчитаны
  • А у вас волосы со скольки лет росли
  • А теперь хочу много денег длинные волосы
  • А так ли полезна хна для волос

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *